Posted 3 ноября 2017,, 06:23

Published 3 ноября 2017,, 06:23

Modified 3 ноября 2022,, 17:35

Updated 3 ноября 2022,, 17:35

Кому выгодны поправки в закон об ОСАГО?

3 ноября 2017, 06:23
Поправки к закону об ОСАГО вступили в силу 28 апреля 2017 года. Теперь большинство статей полиса устанавливают приоритет натурального возмещения над денежными выплатами.

То есть теперь застрахованный может выбрать любой вариант компенсации, который приведет к восстановлению поврежденного автомобиля: выплата в денежном выражении, организация ремонта или его оплата. NewsNN выяснил кому выгодны ли поправки в закон об ОСАГО?

Приоритет натуральной формы возмещения действует только для тех, кто купил полис после 29 апреля 2017 года. На договор ОСАГО, заключенный 27 апреля, будет распространяться приоритет денежных выплат или получение направления на ремонт по желанию автовладельца. Между тем страховщики пока не часто заключают договоры с официальными сервисами, так как им выгоднее возмещать ущерб по ОСАГО деньгами. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» сказали, что по закону ремонтировать гарантийные автомобили можно только новыми запчастями, а платить только с учетом их износа. Это привело к тому, что Российский союз страховщиков обратился в Банк России и правительство РФ с предложением ввести мораторий на изменение законодательства по ОСАГО.

Юрист представительства Федерации автовладельцев России в Казани Владлен Копвиллем сообщил NewsNN, что данные поправки абсолютно невыгодны для большинства автомобилистов. По его мнению, в итоге, рано или поздно, закон вернет свою первоначальную форму, поскольку уже сейчас страховые компании, которые его лоббировали, сами понимают нецелесообразность таких изменений. «Поправки в закон делают ОСАГО для страховщиков дорогостоящим. В законе не предусмотрены, например, выплаты тем, кто находится на гарантийном обслуживании и заключается договор с неофициальными дилерами, таким образом «слетая» с гарантии. Но у официальных дилеров расценки намного выше, что страховым компаниям невыгодно», - сказал он.

Копвиллем добавил, что после принятия поправок, в законе появилось «несколько моментов, которые не оговорены». В частности, к юристу обратился автомобилист, у которого страховка начала действовать до того времени, когда начали действовать поправки в закон об ОСАГО. После ДТП страховая компания предложила ему компенсацию только в виде ремонта машины, тогда как автовладелец имеет право выбирать либо между ремонтом, либо деньгами. Теперь, по мнению Копвиллема, автомобилист будет обращаться в суд, что могло бы и не произойти в случае четко оговоренных условий страхования.

Кроме того, поправки в закон предусматривают исключение «автоюристов». По мнению Копвиллема, это является недопустимым: «Как это сделать в «войне» между автовладельцами и страховыми компаниями? Именно они первые приступили к «боевым действиям», начав регистрироваться в отдалении от города, что бы туда меньше ездили. Потом они придумали дополнительные страховки: например жизни

или еще чего-то. То есть такие страховки, которые практически не срабатывают. А даже если случайно и сработает, то они еще и выплачивать не хотят».

Для автовладельцев этот закон не нужен, считает юрист представительства Федерации автовладельцев России. Возможно, небольшой части выгодно получать компенсацию ремонтом, но только в том случае, если машина старая, так как выплаты производятся по факту износа деталей, а ремонт осуществляется новыми деталями.

Копвиллем добавил, что для владельцев новых машин, или автомобилей, находящихся на гарантии, эти поправки в закон – не выгодны. Также и тем, у кого машина старая. Им дешевле «обратиться в гараж к знакомому автослесарю» и починить у него. «Я говорю о таком ремонте, когда крыло или бампер помяты. Это проще поправить и покрасить в гараже», - считает юрист. Он также пояснил, что если повреждение связано с электроникой, то повреждение лучше исправить в современном центре. «Я считаю, что рано или поздно мы вернемся от компенсации ремонтом к страховым выплатам», - подытожил Копвиллем.

Абсолютное большинство из опрошенных NewsNN автомобилистов согласны с юристом представительства Федерации автовладельцев России в части преимущества страховых выплат над ремонтом. Иного мнения придерживаются владельцы наиболее дорогостоящих легковых автомобилей, которые уверены в дилерах и подлинности устанавливаемых деталей. Владельцы машин всех классов ниже предпочитают денежные компенсации, полагая, что дилеры слишком долго поставляют детали для ремонта автомобилей, тогда как денежная выплата позволяет отремонтировать машину в удобный для автовладельца срок и по приемлемой стоимости. Между тем, такое отношение автомобилистов не повлияло на количество дилерских центров в Нижегородской области. По данным Ассоциации Российских автомобильных дилеров, сейчас в регионе работает 88 центров, при этом с начала года открылось 9 новых и закрылось 7 объектов.

Дилеры также не жалуются на отсутствие контрактов со страховщиками, в том числе на новые автомобили. В частности, в компании «Агат» NewsNN сказали, что у дилера не существует проблем из-за отсутствия договоров из-за высокой стоимости автозапчастей для гарантийных автомобилей. «Стоимость запасных частей установлена рекомендованным розничным прайсом дистрибьютора - производителя автомобилей. А выплаты страховых возмещений по ОСАГО осуществляется по «единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт» (ЕМР). ЕМР, на сегодняшний момент, не соответствует среднерыночным ценам на запасные части, отсюда и формируется ошибочное мнение, что стоимость запасных частей для гарантийных автомобилей завышена», - сказал представитель дилера.

Однако в региональном управлении Роспотребнадзора NewsNN сообщили, что в ведомство неоднократно поступали жалобы на оказание услуг по техническому

обслуживанию и ремонту автомобилей. Все они касались, в основном, некачественной установки деталей, в том числе по гарантийному обслуживанию. Сотрудники Роспотребнадзора по фактам жалоб потребителей обращались в суд.

На момент публикации текста комментарий о ситуации на рынке страхования ОСАГО предоставила компания «Ингосстрах». По словам директора дирекции розничного бизнеса Виталия Княгиничева, размер средней выплаты по ОСАГО в Нижегородской области за 9 месяцев 2017 года составил 110,574 тыс рублей, что на 26% больше, чем годом ранее, средней премии – 6,17 тысячи рублей. «Ингосстрах» с начала года оформил в Нжегородской области 60,151 тысячи полисов Е-ОСАГО.

По поводу моратория на изменение законодательства по ОСАГО Княгиничев сказал, что Российский союз страховщиков, обратившись в ЦБ и Правительство, выразил мнение всех страховых компании, в том числе и мнение «Ингосстраха».

"