Posted 7 ноября 2017,, 06:44

Published 7 ноября 2017,, 06:44

Modified 3 ноября 2022,, 17:36

Updated 3 ноября 2022,, 17:36

Пропавший скот и трамваи: о чем писали газеты в день Октябрьской революции

7 ноября 2017, 06:44
25 октября 1917 года, по старому стилю, в России произошла Октябрьская революция и началась Гражданская война. Сегодня ровно 100 лет событию, оказавшему огромное влияние на мировую историю 20 века. NewsNN рассказывает о чем писали нижегородские газеты в тот день.

Официально советское название «Великая Октябрьская социалистическая революция» утвердилось только в конце 1930-х годов. Изначально вожди революции именовали событие столетней давности как «Октябрьская революция». В обиходе долго ходило определение «октябрьский переворот».

По оценкам историков, с начала Первой мировой войны в 1914 году и до смерти Иосифа Сталина в 1953 году Россия потеряла в ходе войн, репрессий и голода до 50 млн человек.

По мнению замруководителя комитета по делам архивов Нижегородской области Татьяны Соколовой, в день, когда большевики захватили власть, «людям было не до этого». Она пояснила, что информация об Октябрьской революции могла быть закрытой: «Скорее всего, людям было не до этого в тот момент. Поскольку революция была спланирована заранее, то уделять этому внимание не посчитали нужным».

В тот день СМИ разделились на 2 лагеря: одни отказывались от освещения Октябрьской революции, другие писали о ней со всеми подробностями. В Нижнем Новгороде были и те, и другие издания.

Газета Российской социал-демократической рабочей партии (меньшевиков) «Жизнь» в своем выпуске освещала культурные, военные, общественные и политические темы. Сразу под «шапкой» издания можно увидеть анонс спектаклей в городском театре, объявление об изменении движения трамваев. Первая и вторая полосы в основном посвящены Учредительному собранию. Оставшуюся часть занимает материал к юбилею Максима Горького: «Горький – индивидуалист, певец анархической, босяцкой удали, все глубже вдумываясь в жизнь народа, пережившего бурный 1905 год, открыл новую ценность, не менее прекрасную, чем гордые взлеты индивидуальной воли: ценность дружного, упорного человеческого труда плечом к плечу – ценность коллективизма». Авторы публикации вспомнили, как Алеша Пешков впервые вошел в редакцию газеты «Кавказ». Заканчивается статья словами, имеющими отношение к революции: «Горький — дитя демократии, и вместе с нею должен он бороться за творческое, светлое будущее своей страны, должен разрывать пелену жути, мрака и скорби, чтобы за этой пеленой благостно и мудро улыбнулась нам гениально им почувствованная великая Бабушка-Россия».

Между текстами о нижегородском писателе и Учредительном собрании находится заметка, которая начинается с фразы: «Все тревожнее и тревожнее становится воздух революционной России». В ней сообщается о большевиках: «Из Петрограда дошли первые сведения о том, что большевистские войска отказываются выполнять приказы главного штаба. Это первые шаги к открытому выступлению против Временного правительства и демократии». В тексте говорится о том, что «только политические авантюристы и предатели народа могут звать к этому шагу демократии, и имя их будет проклято будущими поколениями рабочего класса», а завершается материал призывом: «Сохраняйте спокойствие, товарищи, и оттолкните от себя предателей рабочего класса, демократии, зовущих вас на гибель, а страну и революцию на смерть».

Часть третьей полосы посвящена политической теме, другая часть – местной хронике. На последней странице размещены публикации о жизни рабочих и солдат. Например, в одном из материалов рассказывается о собрании и выборах на заводе «Сименс и Гальске»: «Ненавистно было нашим большевикам, что меньшевик Соколов заседал в первом Совете, но перевыборы опять дали меньшевика Соколова. Предлогом для переизбрания выставлено, будто «делегаты не соответствуют политическому моменту». Соглашатели, оборонцы-меньшевики не согласны на «захват власти» Советами, а вследствие этого – «долой предателей!». В публикации «Жизнь солдат» содержится резолюция о мире от Полкового комитета 62 полка, о лекции на тему «Избирательное право и Учредительное собрание», проведенной в войсковых частях.

«Я не могу судить о том, каким образом печатались газеты прошлого века, но в наши годы мы выбираем темы на свое усмотрение. Редакторы решают, что разметить на первой полосе, чтобы бросалось в глаза, а в то время это размещали по-своему логично. Официального запрета на размещение событий Октябрьской революции мы не найдем даже в архивных документах», — рассказала NewsNN Соколова.

Она считает, что материалы о революции публиковались не на первых полосах, чтобы отвлечь людей от происходящих событий.

В выпуске «Нижегородских губернских ведомостей» от 25 октября 1917 года, издаваемых по распоряжению императора, нет ни одной публикации о Великой Октябрьской революции. На первой полосе издания располагается раздел под названием «Официальная часть», в котором опубликован приказ Московскому военному округу, постановление временного правительства об утверждении временного положения.

Далее идет череда разделов, посвященных поискам. Например, есть раздел «Розыск лиц». В нем размещены объявления, поданные судьями Нижнего Новгорода о розыске обвиняемых: «Мировой судья 2-ого участка г. Нижнего Новгорода разыскивает кр. Нижегородской губернии, Лукояновского у., Маресевской полости, села Малой Поляны, Андрея Андреяновича Цимбалова, обвиняемого по ст. Уст. о Нак.».

На третьей полосе также можно увидеть поисковые заголовки: «Об утерянных документах» (здесь расположены объявления об утере паспортов, квитанций), «О розыске пропавшего скота»: «От начальника милиционного участка Арзамасского уезда объявляется о розыске ушедшей 2 октября со двора гражданина села Казакова Павла Федорова Ксенофонова лошади», после этого указаны ее приметы.

Заместитель руководителя комитета по делам архивов Нижегородской области считает, что отсутствие материалов об Октябрьской революции в «Нижегородских Губернских ведомостях» связано с тем, что издание являлось государственным. «Газету же кто-то финансировал и решал, что и на какой странице размещать. Вполне возможно «Губернские ведомости» были «под государством», и оно решило не отвечать за масштабы революции. Но и умалчивать не все хотели. Ведь, например, «Нижегородский листок» писал о революции», — говорит Соколова.

На первой полосе общественно-литературной, политической и биржевой газеты «Нижегородский Листок» от 25 октября 1917 года располагаются материалы о Временном Совете республики, культурные анонсы и информация об изменении движения трамваев.

На третьей странице опубликована заметка о музыке и театре, затем текст под заголовком «Случайные заметки». В одной из них, которая называется «Речь Керенского», говорится о заседании, на котором выступали большевики с призывами свергнуть действующее правительство.

"