Подпишись на нас в Яндекс.Новости
Карточки
Фото: autodriving.net

Как выживали и погибали мировые автолидеры без госпомощи

История мировой экономики знает массу примеров, когда автомобильные предприятия обращались за финансовой поддержкой к руководству стран. NewsNN вспоминает, какие это были компании и что с ними произошло после отказа в помощи.
Подконтрольная Олегу Дерипаске «Группа ГАЗ» еще в апреле попросила правительство РФ о выделении 29,5 млрд рублей государственной поддержки. По заявлению руководства компании, без этих средств ГАЗ, который находится под американскими санкциями, может «застрять» в долгах и снизить производство на 40%. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак заявил о намерении оказать многомиллиардную поддержку «ГАЗу» за счет закупок машин завода для социальных нужд. Журналист радиостанции «Эхо Москвы», автомобильный эксперт Сергей Асланян на прошлой неделе напомнил, что, когда мировые автогиганты были на грани банкротства, власти не посчитали нужным тратить деньги налогоплательщиков на поддержку частного предприятия. Что это были за компании, и как они выкрутились из финансового кризиса – в материале NewsNN.
1
Saab

В 2009 году в результате экономического кризиса два производителя Volvo и Saab, входящие в автомобильные концерны Ford и General Motors, обратились за помощью в размере 25 млрд долларов к правительству Швеции. Автозаводы, пострадавшие в результате финансового кризиса, собирались сократить в общей сложности около 5 тыс. человек. И руководство страны намеревалось выделить предприятиям 2 млрд шведских крон.

В итоге Saab купила голландская компания Spyker Cars Виктора Мюллера и Владимира Антонова. Они обещали увеличить продажи автомобилей в 2010 году до 50 тыс., а получилось лишь немногим более 30. Вдобавок и сократить убыток не удалось. В мае того же года Spyker Cars договорился о продаже 30% своих акций за 120 млн евро китайскому автопроизводителю Hawtai Motor Group. Тем не менее, сделка сорвалась.

Владельцы компании пытались еще несколько раз подписать соглашение о продаже с китайскими партнерами. Однако ничего не вышло и в 2011 году Saab обанкротился.

В июне 2012 года Saab была приобретена консорциумом National Electric Vehicle Sweden (NEVS), в состав которой входят японские, китайские фирма и несколько шведских акционеров. Кроме собственно компании Saab консорциум NEVS приобрел завод по производству двигателей.

21 июня 2016 года NEVS объявила, что они больше не будут использовать торговую марку «Saab», а запустят в производство новый автомобиль под собственным брендом.

Фото: piterakpp.com
2
Volvo

В декабре 2008 года американская компания Ford заявила о своем намерении продать Volvo. Первоначальная цена составляла 6 млрд долларов. Однако покупатели не нашлись.

Volvo обратилась за помощью к шведскому правительству. Помощи так и не последовало, после чего появились слухи о приобретении компании разными инвесторами - немецкая BMW AG, шведская Investor AB, а также ряд китайских и русских инвесторов. В итоге в 2010 году сделка была заключена с китайской Geely Holding Group за 1,8 млрд долларов. Все интеллектуальные права остались у компании Volvo, а Geely получила к ним доступ.

В настоящее время основные производственные предприятия находятся в Швеции, Бельгии и Китае, а сама компания постоянно обновляет модельный ряд автомобилей.

Фото: carsevolution.ru
3
Land Rover и Jaguar

Индийская автомобилестроительная компания Tata Motors в 2009 году попросила правительство Великобритании о помощи принадлежащим ей брендам Jaguar и Land Rover. Отметим, что это произошло менее чем через год после покупки Jaguar и Land Rover, ранее принадлежавших Ford.

Глава совета директоров предприятия Ратан Тата заявлял, что двум маркам суммарно необходимо 500 млн фунтов стерлингов на обеспечение текущей деятельности. Эти деньги, по его словам, должны были предоставлены в качестве государственных гарантий по кредитам. В противном случае компания обещала продолжить увольнения в Jaguar и Land Rover.

В результате долгих переговоров Великобритания не помогла компании. И Tata Motors самостоятельно выбралась из кризиса.

Фото: paultan.org
4
Opel

В кризисном 2009 году, кажется, все компании, входящие в состав американских автомобильных корпораций, находились под угрозой банкротства. Тогда же в компании Opel, которая также входила в концерн General Motors, сначала открыто признали, что у них возникли финансовые проблемы, и на их решение нужно минимум 3,3 млрд долларов. Правительство Германии, у которых Opel попросил поддержки, отреагировало отрицательно. Канцлер Ангела Меркель заявила, что сомневается в целесообразности выделении средств. Немецкое правительство предполагало возможным финансовую подпитку фирме только в том случае, если прибыль превзойдет затраты. Однако такой вариант был маловероятен.

Позже в GM и вовсе заявили о намерении продать Opel. Покупателем должен был стать международный консорциум, в который входят канадская компания Magna и российский «Сбербанк». После подписания соглашений российская сторона начала вносить поправки, которые меняли юридические аспекты сделки. Согласно ним, компания Opel могла бы перейти под контроль российского автопрома, а ее технологии и патенты начали бы бесплатно внедряться в российские модели, чего изначально не планировалось.

Пока между собственниками и возможными покупателями шли споры, ситуация на международном рынке выровнялась, и необходимость в продаже Opel отпала.

Фото: cartechnic.ru
5
Chrysler

Еще одна американская автостроительная компания просила правительство США о госпомощи. В 2008 году Chrysler заявил, что находится в кризисе и, если государство выделит компании деньги, компания передаст ему пакет акций.

Несмотря на намерения руководства страны помочь автопроизводителям, этого так и не произошло. 30 апреля 2009 года Chrysler объявил о техническом банкротстве. После выплаты долгов часть акций компании были проданы итальянскому концерну Fiat. В начале 2014 года концерн Fiat получил полный контроль над Chrysler. После чего совет директоров Fiat принял решение о создании новой единой автомобилестроительной компании Fiat Chrysler Automobiles со штаб-квартирой в Нидерландах.

Фото: mosautoshina.ru