Posted 29 мая 2017,, 11:49

Published 29 мая 2017,, 11:49

Modified 3 ноября 2022,, 17:44

Updated 3 ноября 2022,, 17:44

Инвестируйте в себя!

29 мая 2017, 11:49
Как известно, инвестициями называют вложение денег в различные активы с целью получения дохода: депозитные вклады, ценные бумаги, золото и дра-гоценности, недвижимость и т.п. Но есть особый, поистине уникальный актив: человеческий капитал.

Так называют воплощенную в человеке способность приносить доход. Этот актив является не просто выгодным, но часто (хотя не всегда и не для всех) – самым выгодным.

Человеческий капитал, таким образом, это все то в человеке, что позволяет ему зарабатывать деньги (каким путем, другое дело). При этом мы не можем отнести к человеческому капиталу все знания, умения и увлечения человека, все черты его характера, даже те, которые привлекают к нему сердца других людей, друзей и знакомых, в том числе противоположного пола. То есть, потенциал личности и человеческий капитал – это не одно и то же. Например, знание литературы, поэзии и музыки или умение хорошо разбираться в цветах делает человека более интересным собеседником, но к человеческому капиталу прямого отношения не имеет. Хотя, если он займется цветочным бизнесом, последняя компетенция будет очень кстати и, следовательно, превратится в его человеческий капитал.

Человеческий капитал зависит как от врожденных способностей и талантов (красоты, силы, выносливости, быстроты реакции, хорошей памяти, сообразительности и т.д.), так и от приобретаемых в течение жизни человека черт, качеств и свойств, так или иначе отражающиеся на его продуктивности и доходах. Многие из этих качеств определяются не только образованием, квалификацией, профессиональными знаниями и опытом, но и чертами характера человека, его взглядами на жизнь. К факторам, влияющим на продуктивность работника и его человеческий капитал, можно отнести такие его личностные качества, как честность, порядочность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, физическое и душевное здоровье, законопослушность, религиозность, честолюбие, властолюбие, стремление к карьере и т.п. Очевидно, что некоторые из перечисленных качеств (наряду с предприимчивостью, лидерскими качествами, умением подчинять других своей воле, хитростью, расчетливостью, коварством, агрессивностью, склонностью к риску и т.п.) характеризуют человеческий капитал не только и не столько наемного работника, сколько предпринимателя. Впрочем, предпринимательские качества человека могут быть реализованы не только в бизнесе, но и в любой другой деятельности, где они способствуют профессиональным успехам и, следовательно, высоким доходам.

Человеческий капитал, как, впрочем, и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т.п.) могут со временем снижаться, познания – скудеть, их носитель – деградировать, а сами знания – просто устаревать.

Любая деятельность, которая повышает способность человека получать доход, может рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал.

Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны. Конечно, в первую очередь это затраты на образование и повышение квалификации. Но не только. Приобретение профессионального опыта, часто требующее материальных и моральных издержек, также носит инвестиционный характер. Забота о своем здоровье и издержки, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Занятия спортом, культуризмом, бодибилдингом, аэробикой, шейпингом и т.п. могут вполне реально повысить продуктивность и конкурентоспособность человека в сфере трудовой или предпринимательской деятельности. Затраты по изменению своей внешности (диета, коррекция фигуры, пластическая операция и т.п.) могут принести искомую работу, при которой требуется внешняя привлекательность, причем этот результат вполне может быть измерен в деньгах. Занятия человека по обучению навыкам быстрого чтения или направленные на улучшение памяти, улучшают его способности к обучению и т.п.

Целью инвестиций в человеческий капитал может оказаться не только увеличение дохода, но также приобретение власти и/или статуса (престижа). Эти жизненные блага сравнимы по значимости с доходом, и хотя все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены, их все же нельзя смешивать; человек может даже пожертвовать текущим доходом ради статуса или власти. Поэтому при расширенном понимании человеческого капитала его можно определить как совокупность способностей человека приобретать жизненные блага и завоевывать (повышать) жизненные позиции. Очевидно, что затраты женщины по изменению внешности могут привести к удачному замужеству, полезность от которого не сводится к увеличению потока доходов. По-видимому, наиболее общей целью человека, по существу, включающей все остальные цели инвестирования, выступает повышение качества его жизни.

Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять не только сам человек, но и его родственники, спонсоры, организация, в которой он работает, государство. При этом могут возникать финансовые обязательства, например, по возврату образовательного кредита или отработке определенного срока в фирме, инвестировавшей в обучение сотрудника. Могут быть и моральные обязательства, например, перед родителями или (реже) перед работодателем.

Если говорить об инвестициях в образование, то подобное решение человека предполагает сравнение издержек и ожидаемых выгод. Издержки могут быть разовыми или многократными, поскольку обучение требует времени, а основная выгода заключается в ожидаемом росте доходов. На решение о получении высшего или иного образования влияют не только плата за образование, расходы на учебники, проезд, питание и т.п., но и упущенный доход, т.е. деньги, не заработанные в период обучения.

Обучение может быть также связано с издержками и выгодами неденежного характера. К неденежным издержкам можно отнести необходимость посещать скучные лекции и сдавать экзамены (это и стресс, и возможное унижение, особенно неприятные для людей в зрелом возрасте). Могут возникать семейные проблемы, если человек мало времени уделяет общению с детьми, выполнению домашних обязанностей. У людей малоспособных, с плохой памятью обучение может вызывать тяжелые переживания, чувство собственной неполноценности, потерю веры в себя, зависть и т.п. Неденежные выгоды – это удовольствие от процесса обучения (не всегда, конечно), радости студенческой жизни, новые приятные и полезные (особенно в будущем) знакомства, возможность найти спутника жизни среди перспективных и образованных людей, хорошие шансы на престижную и интересную работу, карьеру, повышение общественного статуса и т.п.

Многочисленные исследования, проводившиеся в разных странах, показали, что инвестиции в образование, особенно в молодости, когда период отдачи от инвестиций более продолжителен, действительно очень выгодны. Правда, при этом возникает неизбежный риск: знания быстро устаревают, спрос на многие профессии нестабилен, можно не учесть собственных способностей или склонностей, вузы иногда лишаются лицензий и т.п. Впрочем, если не инвестировать в образование, риск все равно остается, просто становится другим, ведь будущее всегда таит в себе неопределенность.

За рубежом давно заметили, что в период кризиса инвестиции в образование, как, впрочем, и в другие компоненты человеческого капитала, особенно востребованы. Многие люди, потеряв работу, вынуждены переучиваться, менять профессию, приобретать новые знания, накапливать новый опыт. Для современной России это особенно актуально: причины нашего экономического кризиса носят институциональный характер, и он закончится не скоро. Так что могу посоветовать всем: старайтесь, насколько возможно, инвестировать в себя и своих детей! По-видимому, это лучшее, что сегодня можно сделать с деньгами.

"