Posted 14 июня 2019,, 06:36

Published 14 июня 2019,, 06:36

Modified 3 ноября 2022,, 18:09

Updated 3 ноября 2022,, 18:09

Евгений Люлин о санкциях, экспорте и «Эффективной губернии»

14 июня 2019, 06:36
Вице-губернатор Нижегородской области Евгений Люлин во второй части интервью NewsNN рассказал о влиянии санкций на местных производителей, экспортируемой продукции, торговых партнерах и перспективах проекта «Эффективная губерния».

— Как санкции повлияли на производителей Нижегородской области?

— По-разному.

Когда говорят, что санкции являются счастьем для любой страны, верить нельзя. Это неправда. С точки зрения экономики, любые санкции — это противоестественно. Они наносят вред.

Некоторые государственные мужи заявляли, что благодаря санкциям мы что-то произвели. Да, произвели, но это вынужденная мера, которая не всегда оправдана. Не всегда нужно производить все товары.

Действительно, с момента введения санкций восстановили некоторые отрасли и создали новые производства, которых в стране никогда не было. В длительной перспективе это может быть плюсом, но в среднесрочной перспективе санкции — это всегда трудности.

Если мы вчера покупали 20% импортных комплектующих, то мы завтра их не произведем. Завод не может ждать, когда у нас появится эта продукция, иначе придется остановить производство.

Единственные, кому немного помогли санкции — это сельхозпроизводители, потому что на рынке посвободней стало. Но санкции не сделали нашу экономику богаче.

В Нижегородской области за последние 2 года открылось несколько импортозамещающих производств. Например, средства федерального и регионального Фондов развития промышленности направлены на поддержку проектов по запуску производства алюминиевых автокомпонентов, клеев и дисперсий для отрасли строительства и другой продукции. В том числе, это потенциально экспортные товары. Но нельзя говорить, что эти производства открылись исключительно из-за санкций. Экономика любого региона должна развиваться и без международных торговых ограничений.

— Какую продукцию сегодня экспортируют нижегородские предприятия?

— Многие наши товары очень конкурентоспособны на рынке и поставляются во многие страны мира. Одни из наиболее объемных показателей по экспорту — в машиностроении, металлургии.

Также очень много экспортируем продукции химической и нефтехимической промышленности. Практически безгранично местный «Лукойл» экспортирует нефтепродукты.

Кроме того, за рубежом востребована нижегородская пищевая продукция, в том числе кондитерские изделия. «Нижегородский масложировой комбинат» поставляет значительное количество своей продукции на экспорт.

У нас один из динамично развивающихся регионов-экспортеров. Мы уже три года подряд увеличиваем объем экспорта на 30-40% ежегодно. Мало у кого есть такие показатели.

Продукция наших предприятий становится востребована на международном рынке. Она конкурентоспособна и по качеству, и по ценовым характеристикам.

Российский экспортный центр не случайно именно с Нижегородской областью запустил пилотную программу по акселерации экспортеров, проще говоря, по взращиванию экспортно ориентированных предприятий, выводу на внешний рынок новых товаров. Мы являемся пилотным регионом и вместе с федеральной структурой отрабатываем все технологии по доведению предприятий до экспортного состояния — это помощь в поиске партнеров и рынков сбыта за рубежом, организация бизнес-миссий нижегородских предприятий, торговых домов и многое другое. О запуске такой программы мы договорились в прошлом году.

Умение работать на внешнем рынке — это особое умение. А учитывая закрытость Нижнего Новгорода в советские времена… Еще лет 20 назад мы и не понимали, что такое экспорт. Если мы и поставляли продукцию, то это делали какие-то специальные государственные структуры.

У нас ни кадров, ни навыков не было. Это все формируется сегодня. И сейчас Нижегородская область демонстрирует одни из наиболее высоких в стране темпов роста несырьевого неэнергетического экспорта. Это, конечно, радует, ведь поставки за рубеж позволяют предприятиям получать дополнительные доходы, к тому же, невозможно до бесконечности расширять сбыт только на внутреннем рынке. Если растет прибыль, то повышаются доходы сотрудников, создаются новые рабочие места. Вот главная конечная цель развития экспорта.

Для справки:

По итогам 2018 года объем экспорта товаров из области составил 5,5 млрд долл. США (увеличение на 40% по сравнению с 2017 годом).

Ключевые партнеры по экспорту Нижегородской области:

  1. Украина - 791 млн долл. (14%), 2. Беларусь - 774 млн долл. (14%), 3. Индия - 651 млн долл. (12%), 4. Нидерланды - 503 млн долл. (9%), 5. Турция - 305 млн долл. (6%), 6. Казахстан - 273 млн долл. (5%), 7. Финляндия - 264 млн долл. (5%), 8. Соединенные Штаты - 212 млн долл. (4%), 9. Гонконг - 194 млн долл. (4%), 10. Китай - 164 млн долл. (3%).

Основные направления экспорта Нижегородской области:

  • машиностроительная продукция (28% от общего объема экспорта) – 1,5 млрд долл.;
  • минеральные продукты (26%) – 1,4 млрд долл.;
  • продукция металлургической промышленности (23%) – 1,3 млрд долл.;
  • продукция химической промышленности (11%) – 0,6 млрд долл.;
  • древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5%) – 0,3 млрд долл.;
  • продовольственные товары и сырье (4%) – 0,2 млрд долл.

— Что мешает нижегородским производителям выйти на экспорт?

— Нехватка знаний, умений, практического опыта. Эту проблему мы решаем с помощью Российского экспортного центра. В Нижегородской области также создан региональный экспортный центр, который, например, организует бизнес-миссии для наших предпринимателей. Только в конце 2019 года в планах поездки в Китай, Вьетнам, Казахстан, Германию, Армению.

Также мешают все ограничения, связанные с эмбарго. Я думаю, что внешнеполитические ограничения заметно влияют на темпы роста нашего экспорта.

Недавно мы проводили Дни Нижегородской области в Республике Сербской — это очень дружественная нам страна, которая входит в состав Боснии и Герцеговины — члена ЕС. В том числе, поэтому мы привезли туда бизнес-миссию, куда вошли почти 20 нижегородских предприятий. С одной стороны, в Республике Сербской очень хорошее отношение к представителям Нижегородской области, у нас культурная общность. С другой стороны, сотрудничество с Республикой — это возможность выхода на европейский рынок. Мы заинтересованы в размещении там производств и поставках их продукции на рынок ЕС.

— Какие отношения выстроены у Нижегородской области с арабским миром?

— Контакты с арабским миром никогда не прерывались. В советское время, может быть, были более тесными. Сегодня мы ведем сотрудничество по линии «Росатома», а также в других сферах.

Сегмент не простой, так как многие арабские страны имеют минимальную покупательскую способность. Но, допустим, с Египтом у нас всегда был довольно большой объем товарооборота.

Для справки:

По итогам 2018 года Нижегородская область осуществляла товарооборот с 16 странами из 22 стран — членов Лиги Арабских Государств (далее — ЛАГ).

В указанный период товарооборот со странами — членами ЛАГ составил 211,3 млн долл. (2,4% от внешнеторгового оборота Нижегородской области и увеличился по сравнению с 2017 годом в 2,5 раза (в 2017 году — 83,3 млн долл.). На экспорт пришлось 95,2% от всего объема товарооборота со странами ЛАГ 201,14 млн долл. (3,7% от общего объема экспорта Нижегородской области и увеличился в 2,6 раза). Импорт из стран ЛАГ составил 10,2 млн долл. (увеличение на 51,6%).

Наибольший объем товарооборота (около 80%) приходился на Египет — 168,6 млн долл. Товарооборот с Сирией составил 11,1% от общего товарооборота со странами ЛАГ — 23,3 млн долл., Марокко (3,5%) — 7,5 млн долл., ОАЭ (3,1%) — 6,5 млн долл. Также торгово-экономические отношения осуществляются со следующими странами (Бахрейн, Джибути, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Оман, Саудовская Аравия, Судан, Тунис).

— Планируется ли налаживать взаимоотношения с Украиной в связи с избранием нового президента Владимира Зеленского?

— Украина как была одним из главных торговых партнеров РФ, так и остается. Политики кричат, ругаются, но невозможно разрушить экономические отношения. Можно остановить производство, можно страну вогнать в депрессию, что у Украины в значительной степени получилось. Но мы не являемся украинозависимыми.

Они же думали, что придут в Европу, что все их там ждут. А ничего подобного. Наоборот, все отвернулись от Украины. Она уже фактически банкрот, и нужна только для давления на Россию.

С приходом нового президента пока ничего не изменилось. Некоторые его заявления вызывают определенную надежду. Я думаю, что Зеленский все понимает. Но один политик, даже если он президент, ничего не решит, если правительство и элита не поймут пагубность пути, по которому они шли при Петре Порошенко. Последние 5 лет они действовали по принципу «назло бабушке отморожу себе уши». Но это не может продолжаться до бесконечности.

— Для чего нужен проект «Эффективная губерния»?

— Я считаю, что это один из основных инструментов развития региона. «Эффективная губерния» еще не до конца оценена с точки зрения перспектив.

Это программа повышения производительности труда за счет внедрения инструментов бережливого производства в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, госуправлении, ЖКХ и других сферах. Если повышается производительность труда, то растут объемы производства, прибыль предприятия, а значит, и доходы сотрудников.

Первое, основополагающее, — внедрение эффективных методов управления в производстве. Проще говоря, это грамотная, научно обоснованная организация труда. Простой пример: высчитывается, сколько за смену рабочему приходится ходить за инструментами, материалами. Второй этап — проанализировать, как этот процесс сделать менее затратным для человека, более продуктивным, например, можно переместить оборудование, организовать склад инструментов под рукой. И в результате человек, затрачивая то же количество времени и сил, успевает делать намного больше, а главное, он освобожден от непроизводительной, лишней работы.

Внедрение бережливых технологий происходит на «ОКБМ Африкантов», «Русполимете», «Лукойле» и многих других предприятиях и помогает увеличивать производительность труда, выручку, заработную плату.

На промышленном предприятии легче посчитать экономический эффект в течение короткого времени. В других сферах это сложнее, и там главным результатом становится повышение качества услуг для нижегородцев. Например, сокращение сроков подготовки нужных человеку документов в МФЦ или в управлении соцзащиты для получения необходимых льгот. В сферах госуслуг, образования, соцзащиты такие результаты «Эффективной губернии» тоже есть, просто они не настолько видимы.

К примеру, в 16 раз сократили сроки подготовки и предоставления документов для получения детского питания в молочных кухнях Нижнего Новгорода — с 16 дней до 1 дня. В разы уменьшилось время оказания некоторых госуслуг в МФЦ на Бору, в Городце.

Я считаю, что «Эффективная губерния» — это очень перспективный проект. Это не инвестиции, а умение грамотно управлять. Инвестиции — это дополнение, но главное — эффективно распоряжаться тем ресурсом, который есть, грамотно управлять, правильно вкладывать прибыль, работать с кадрами.

Плюс к этому мы, конечно же, будем вводить дополнительные меры финансовой поддержки для успешных организаций — участников «Эффективной губернии».

Кстати, в начале июля в Нижегородской области пройдет всероссийский форум «Производительность 360», посвященный вопросам повышения производительности труда, прежде всего, именно за счет использования инструментов бережливого производства. Будем показывать участникам форума — ждем около 500 человек со всей страны, глав большинства регионов России — результаты нашей «Эффективной губернии».

Вы знаете, что губернатор Глеб Сергеевич Никитин предложил создать в Нижнем Новгороде университет повышения производительности труда — всероссийский центр компетенций бережливого производства, где можно было бы обучать лучшим практикам. Эту идею поддержали участники подгруппы «Повышение производительности труда» рабочей группы «Экономика и финансы» Госсовета РФ. Уверен, на форуме состоится обсуждение и этого важного проекта.

"