Posted 22 мая 2019,, 07:59

Published 22 мая 2019,, 07:59

Modified 3 ноября 2022,, 18:25

Updated 3 ноября 2022,, 18:25

Главврач кардиоцентра Нижнего: помощь сконцентрирована там, где больше населения

22 мая 2019, 07:59
Главный врач ГБУЗ Нижегородской области «Специализированная кардиохирургическая клиническая больница» Антон Максимов в интервью NewsNN рассказал о дефиците специалистов, проблемах с оказанием помощи больным из отдаленных районов и деятельности частных медицинских центров.

- Антон Леонидович, расскажите о ситуации с сердечно-сосудистыми заболеваниями на территории Нижегородской области. По-прежнему ли они находятся на первом месте в общей статистике смертности?

- Да, сердечно-сосудистые заболевания остаются первыми в структуре смертности в Нижегородской области.

Но есть серьезные успехи, связанные со снижением летальности при остром инфаркте миокарда, а также в наращивании объемов оказания помощи при остро-коронарном синдроме – когда только развивается инфаркт.

Но сохраняются проблемы, связанные с тем, что территория Нижегородской области большая, поэтому физически невозможно доставить пациента в короткие сроки в то подразделение, где ему на современном уровне могут оказать медицинскую помощь.

Реально приблизить эту помощь к людям в отдаленных районах нельзя. Потому что, если в населенном пункте проживает 2 тысячи человек, то строить там современную больницу неэффективно ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения здравого смысла. Поэтому помощь сконцентрирована там, где большое население и где есть инфраструктура.

В Нижнем Новгороде же все хорошо. Тут соблюдается временной интервал доставки пациентов, который необходим для того, чтобы правильно оказать первую помощь.

В крупных населенных пунктах – Павлове, Арзамасе, Семенове – планируется в ближайшее время развернуть подразделения, где помощь будет оказываться в более приемлемые сроки.

Кроме того, на протяжении года в регионе существует подразделение «Медицина катастроф», которое доставляет пациентов на вертолетах в сосудистые центры.

Поэтому положительная динамика есть. Многое делается, в первую очередь, правительством Нижегородской области.

- Получается, что смертность высокая за счет отдаленных районов?

- Это одна из причин.

Еще одна, над которой сейчас очень серьезно работаем, - это поздняя обращаемость. Люди при появлении первых признаков заболевания долго не решаются пойти ко врачу, надеясь, что пройдет. Это серьезная проблема.

- Что же должно заставить человека обратиться к врачу-кардиологу?

- В первую очередь, боли в грудной клетке: внезапно возникшие или возникшие в связи с физической нагрузкой, психоэмоциональным состоянием, перенапряжением. Это первые сигналы того, что нужно скорее обратиться к врачу.

- Что влияет на развитие заболевания?

- Безусловно, одна из главных причин – наследственность. Кроме того, на развитие заболевания влияют особенности обмена жиров в организме, образ жизни, склонность к употреблению большого количества жирной пищи, отсутствие регулярной физической нагрузки, курение, а также такие социальные факторы, как стрессы, неудовлетворенность своим положением, финансовые и семейные проблемы.

- В каком возрасте чаще всего проявляются болезни сердца у нижегородцев? Чаще ли они стали диагностироваться молодому поколению?

- Все-таки это люди, которым за 40 лет. Омоложения заболевания в регионе не наблюдается.

Продолжительность жизни увеличивается, поэтому пороки сердца стали выявляться у людей более старшего возраста, которые еще вполне дееспособны и многие из которых еще работают.

- Какова длительность жизни после инфаркта?

- Все зависит от того, вовремя ли человеку оказали помощь, и от разрушительности инфаркта.

После инфаркта человек может прожить и 20, и 40 лет. Если он вылечен нормально и соблюдает рекомендации врачей, то инфаркт может не ограничить его жизнь абсолютно.

- Какие операции на сердце проводятся в кардиоцентре?

- В настоящее время выполняются все известные виды вмешательства на сердце, которые существуют в мировой практике.

Единственное, что мы не лечили, – это гипертрофическая кардиомиопатия [заболевание, характеризующееся утолщением стенки левого и/или изредка правого желудочка, - прим. NewsNN]. Однако 16 мая в кардиоцентре известный отечественный хирург Михаил Гордеев провел первые успешные операции, а 17 мая – наши врачи под его руководством. Это было единственное белое пятно, которое мы заполнили.

- Скольким пациентам в процентном соотношении удается сохранить жизнь?

- Есть разные категории операций. Например, эндовоскулярные, которые делаются без разрезов на грудной клетке, а инструменты вводятся через проколы сосудов. Причем эта технология настолько развивается, что таким образом удается менять даже клапаны в сердце. После этих операций пациенты не погибают практически – здесь летальность, стремящаяся к нулю.

Конечно, не бывает ничего такого в медицине, что бы не сопровождалось осложнениями. Человеческий фактор очень велик, невозможно предсказать заранее все нюансы.

После открытых операций, если речь идет об ишемической болезни сердца, то смертность составляет менее 2%. Если говорить про операции на клапанах, на которые берутся тяжелые пациенты с большим количеством сопутствующих патологий, то там этот процент может достигать 3,5.

Есть очень тяжелые заболевания, такие как разрыв аорты, который происходит внезапно и сопровождается большой кровопотерей. Здесь уже высокий процент смертности.

- В чем заключаются трудности при проведении операций?

- Открытая операция на сердце – это манипуляция, выполняемая человеческими руками. Если вы находитесь в авторемонтной мастерской и взяли запчасть, которую нужно поменять в автомобиле, но не смогли верно установить, повредили что-то, то вы можете убрать ее и взять новую. А в кардиохирургии это сделать невозможно. Если ты что-то сделал неверно, то восстановить это очень сложно. Здесь нет права на ошибку.

- Как часто допускаются ошибки?

- Они бывают, но не часто. Процент такой же, как у летальности.

- Хватает ли в Нижегородской области оборудования и персонала для оказания качественной и современной помощи?

- Определенный дефицит специалистов есть. Прежде всего, это касается кардиологов. Особенно за пределами областного центра. Что касается хирургов, то несущественный дефицит есть. Это связано, в первую очередь, с тем, что сейчас готовится открытие новых подразделений.

Что касается оборудования, то его никогда в современной медицине не хватает, потому что всегда появляются какие-то новые методики и, приходится их внедрять.

В Нижегородской области более-менее все неплохо. Сейчас готовятся к реализации нацпроекты, которые позволят обновить технику во многих медицинских учреждениях.

- Как людям из отдаленных районов попасть на прием в кардиоцентр? Насколько это доступно?

- Конечно, запись на прием не всегда легка и доступна. Очень много жалоб поступает с периферии. Но мы сейчас работаем над решением проблемы: регистратуру расширяем, кол-центры создаем. Также существует электронная запись.

Кроме этого, мы думаем над внедрением телемедицины. Тогда пациенту не придется ехать на прием, консультация будет происходить удаленно.

Также мы планируем увеличивать количество очных консультаций. Но их нельзя сразу в 10 раз увеличить, потому что столько специалистов нет, а также есть определенные ограничения у фонда, который оплачивает эту работу.

- Что можете сказать о частных медицинских центрах, предлагающих услуги по лечению сердечно-сосудистых заболеваний? Стоит ли им доверять?

- Я лично отношусь не очень хорошо к частным центрам. Но надо разделить помощь на диагностические и лечебные услуги. Если говорить о диагностике, то в принципе есть центры, где качественно проводят процедуры.

Что касается лечения, то я скептически отношусь к частному сектору. Если он абсолютно изолированно существует, то не надо ему доверять. Но бывает такая форма как частно-государственное партнерство. То есть, если частный центр находится на базе многопрофильной больницы, тогда в нем могут и неплохо оказать медпомощь.

Объясню. Кардиохирургия – очень затратная область. Бывают такие ситуации, когда требуется всевозможная концентрация технических устройств, которые стоят миллионы. Частные центры могут очень хорошо организовать работу, но они не готовы к тому, чтобы тратить деньги в случае нестандартных ситуаций. Они не любят решать затратные проблемы.

"