Posted 8 мая, 06:33

Published 8 мая, 06:33

Modified 8 мая, 06:35

Updated 8 мая, 06:35

Производители нижегородских вездеходов столкнулись с проблемами

«Лучше душу дьяволу продать». Нижегородские производители вездеходов — о проблемах

8 мая 2024, 06:33
Фото: 1MI
Производители нижегородских вездеходов столкнулись с проблемами
Выручка производителей вездеходов в Нижегородской области увеличилась за минувший год. Казалось бы — вот сфера, где импортозамещение удалось. Но, по данным NewsNN, в 2024 году компании столкнулись с острой нехваткой заказов.

В Нижегородской области работают три крупных завода-производителя вездеходов. «Нижегородский завод транспортно-технических машин» уже 35 лет производит снегоболотоходы, снегоходы и аварийно-спасательную технику. «Завод вездеходных машин» выпускает колесные вездеходы, вездеходы-амфибии и шнекоходы. Последние делаются на роторно-винтовом двигателе по уже подзабытым российскими конструкторами со времен распада СССР наработкам.

Молодое предприятие ООО «Энвикс», основанное конструктором Петром Ивановым, создает необычные вездеходы, которые фактически имеют функционал семи различных машин — от квадроцикла до амфибии. В марте этого года сообщалось, что в компании научились собирать подобный транспорт всего за три дня. И даже направили образцы уникальной техники на передовую российским военным.

Кто закупает продукцию таких заводов? Судя по открытой информации, крупные российские госкорпорации — в частности, «Роснефть» и «Газпром». Им вездеходы нужны для эффективной работы на новых месторождениях. Также подобный транспорт пользуется спросом у спасателей, в чьи задачи входит работа в любой местности, в том числе труднопроходимой.

Дорогое ли это удовольствие? NewsNN изучил сайты компаний и выяснил, что самые дешевые нижегородские вездеходы стоят от 1 млн рублей. В среднем цена одной спецмашины составляет 1,5-2,5 млн рублей.

«Сами все производим, все детали, никакого дефицита. Санкций не почувствовали в общем», — признается NewsNN генеральный директор НПО «Транспорт» Андрей Веселов.

Возглавляющий компанию Enwix Петр Кузнецов признался, что есть проблемы с одной из комплектующих — узлами. Но не из-за санкций.

«У нас большая потребность в мостах УАЗ, они нужны для всех моделей. Но заводы сейчас работают в основном на оборону страны, поэтому их на рынке все меньше и меньше, иногда прям не найти», — пояснил он.

По данным базы контрагентов Rusprofile, дела у нижегородских предприятий идут успешно. И выручка двух из трех компаний с 2022 года в среднем выросла более чем на 15%. По оценкам Торгово-промышленной палаты, рынок вездеходной техники в России стоит уже около 24 млрд рублей.

Но проблемы у этого бизнеса тоже имеются. Исследователи считают, что государству нужно как минимум в два раза больше такой техники, чем ее сейчас производят. Но руководство нижегородских предприятий рассказало NewNN, что в 2024 году с трудом находит новых клиентов.

«Какая от государства может быть помощь? Только госзаказ и снижение налогов! Когда появится гарантированный заказ на долгий срок, вырастут его объемы, тогда развивать производство будет проще», — считает гендиректор ООО «ЗВМ» Алексей Аникин.
«Госкорпорации сейчас реже заказывают у нас технику, потому как приоритеты изменились с началом СВО. Большие средства идут туда. Продажи упали, и растет лишь объем покупок запчастей. Но я не знаю, как это исправить. Иногда кажется, что прибегнуть к господдержке — все равно, что продать душу дьяволу. Или даже подарить», — говорит Веселов.
«Мы готовы делать сколько угодно и чего угодно, но нужны рынки сбыта. Может быть, госзаказ, но напрямую мы пока не готовы с ним работать, нет полной уверенности, что уложимся в сроки», — заметил Иванов.

Субсидий и программ, решающих проблему, на региональном уровне пока нет. Но, как выяснил NewsNN, о нуждах предпринимателей знают на федеральном уровне. К примеру, в Торгово-промышленной палате России говорят, что помогают отрасли с разработкой нормативно-правовых актов и новыми рынками сбыта.

«Мы фактически помогаем поставщикам и производителям найти друг друга. Также мы продвигаем интересы производителей данного вида техники через выставки и ярмарки. Многие производители данной отрасли являются членами ТПП, мы также помогаем найти выходы на новые региональные рынки и помогаем с зарубежными рынками, я имею ввиду страны ШОС, БРИКС и СНГ», — рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Илья Зубков.

Он также советует производителям присмотреться к компаниям, которые работают в Арктике. Все-таки сейчас девять российских регионов полностью или частично находятся в арктической зоне. Выдерживать суровый климат этих мест и справляться с бездорожьем могут только либо вездеходы, либо вертолеты.

Какую помощь оказывают производителям вездеходов
Видео: Бизнес Вектор
«В арктическом регионе растет добыча полезных ископаемых, реализуются крупные инфраструктурные проекты, строятся новые дороги. Безусловно, это еще один драйвер СКЛ для развития потребления вездеходной техники. В ближайшие 10 лет будет потребность порядка 20 тысяч вездеходов, если прибавить к этому другие субъекты РФ плюс гусеничную технику, мы видим здесь потенциал и объем рынка на предстоящие годы», — считает Зубков.

Он добавил, что в семи из девяти северных районов работают Торгово-промышленные палаты. Они стремятся усилить горизонтальное взаимодействия всех заинтересованных сторон в целях развития арктической зоны России. А профильные комитеты и советы в этих регионах помогают выработке нормативно-правовых документов для развития отрасли.

"