Posted 18 марта 2017,, 06:00

Published 18 марта 2017,, 06:00

Modified 3 ноября 2022,, 16:41

Updated 3 ноября 2022,, 16:41

Родом из Нижнего: Николай Затеев и его «Хиросима»

18 марта 2017, 06:00
В Нижнем Новгороде найдется не так много людей, которые бы не слышали о знаменитой субмарине К-19. Однако далеко не все знают, что ее первый, и самый известный, командир – Николай Затеев – родился и вырос в нашем городе.

В 1943 году 17-летним юношей Николай Затеев был призван в ряды Красной Армии. Сначала он окончил Бакинское военно-морское подготовительное училище, а в 1948 году – штурманский факультет Ленинградского высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. После окончания высших офицерских классов командиров подводных лодок в 1954 году Затеев получил под свое командование подводную лодку на Черноморском флоте. В 1958 году он был переведен на Северный флот, где капитан второго ранга получил под командование подводную лодку К-19 - первый советский атомный подводный ракетоносец, вооруженный баллистическими ракетами. Судно было построено в Северодвинске и спущено на воду 11 октября 1959 года.

Атомная субмарина, в командование которой вступил наш земляк, приобрела на флоте печальную известность. 4 июля 1961 года во время боевых учений в Норвежском море на К-19 произошла авария: разрушился первый контур охлаждения ядерного реактора подлодки. Перегрев реактора в итоге неминуемо должен был привести к мощнейшему ядерному взрыву. Неподалеку располагалась военная база НАТО, и взрыв рядом с ней мог быть расценен американской стороной как провокация или даже атака. Велика вероятность того, что данный инцидент привел бы к началу Третьей мировой войны.

Чтобы не допустить катастрофы, морякам пришлось собрать нештатную систему охлаждения реактора. «Когда они вошли в отсек — увидели голубое сияние, исходившее от трубопроводов аварийного реактора. Они подумали, что начался пожар. Но это светился от дьявольской радиации ионизированный водород…», - напишет позже в своих мемуарах Николай Владимирович. Спустя сутки после аварии, команда К-19 была эвакуирована на дизельные подлодки С-270 и С-159, а сама поврежденная субмарина была отбуксирована на базу. Опасаясь того, что судно может достаться врагу, капитан Затеев был готов даже на его уничтожение. «В случае подхода к К-19 военно-морских сил НАТО и попытки их проникновения на корабль буду торпедировать ее сам», - написал он в вахтенном журнале подлодки С-159. К счастью, прибегнуть к этой мере ему не пришлось.

Дозы радиации, полученные моряками в реакторном отсеке, оказались настолько большими, что восемь из них скончались от лучевой болезни в первые недели после аварии. Остальные члены экипажа, также получившие высокие дозы облучения, более года проходили специальное лечение: им потребовалось полное переливание крови и пересадка спинного мозга. «В медицинские книжки нам всем записали весьма странный диагноз — «астенно-вегетативный синдром». Сказали, что это для маскировки «засекреченной» лучевой болезни. Ну, записали и записали. Лишь потом я узнал, что этот синдром связан с нервно-психическими расстройствами. Психов из нас сделали! Дослужились…», - вспоминал Николай Владимирович. Факт аварии был строго засекречен. Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1961 года все непосредственные участники ремонтных работ в реакторном отсеке были награждены орденами с формулировкой «За мужество и героизм». Командир К-19 получил орден Красного Знамени. В высших эшелонах власти нашлись люди, которые были не прочь свалить вину за аварию на экипаж судна, однако комиссия, проводившая расследование, пришла к выводу, что команда действовала верно.

Трагедия, произошедшая в 1961 году, получила огласку лишь после распада СССР. Именно Николай Затеев впервые публично рассказал о ней. Широкую известность эта подлодка и случившаяся на ней авария приобрела в 2002 году, после выхода фильма «К-19: Оставляющая вдов» (США, Германия, Канада, Великобритания). Роль командира Алексея Вострикова, прототипом которого был Затеев, досталась Харрисону Форду, внешне похожему на Николая Владимировича. Кстати, существует интересная легенда: капитан Затеев якобы предвидел, что в случае, если про К-19 снимут фильм, то его в этой кинокартине сыграет именно этот голливудский актер.

Фильм о советской подлодке сняла режиссер Кэтрин Бигелоу, которая перед началом съемок побывала в России и добилась разрешения посетить К-19. В качестве консультанта к работе над картиной был привлечен капитан первого ранга, подводник Сергей Апрелев, который остался недоволен фильмом. Бывшие члены экипажа К-19 написали откытое письмо и даже хотели подать в суд на кинокомпанию за искажение фактов. В результате сценарий фильма был переписан 13 раз. Его создатели также согласились заменить настоящие имена участников событий, однако наотрез отказались изменить название лодки.

Ветераны К-19 остались недовольны кинокартиной, поскольку в ней все же было допущено большое количество фактологичсеких ошибок. В сценарии фильма нашлось место и типичным западным стереотипам о русских, и художественному вымыслу, например, «бунту на корабле». Естественно, ни о каких конфликтах в команде не могло быть и речи: авторитет капитана на военном судне был непререкаем, и никакой замполит не мог бы его поколебать. Подводники К-19 самоотверженно и без принуждения исполнили свой долг. По словам самой Кэтрин Бигелоу, она попыталась запечатлеть красоту этой трагической истории, которая, по ее мнению, заключается в силе духа советских моряков.

Разрушение одного из реакторов – далеко не единственная трагедия, случившаяся на АПЛ за время ее эксплуатации в 1959-1990 годах. Первые несчастные случаи произошли еще до спуска судна на воду: в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, унесший жизни двух человек, спустя некоторое время на лодке задохнулась женщина-маляр. Через два года при погрузке ракет погиб матрос, придавленный крышкой шахты. 12 апреля 1961 года субмарине чудом удалось избежать столкновения с американской атомной подводной лодкой Nautilus, но из-за резкого маневра она врезалась в дно. Правда значительных повреждений судно тогда не получило.

Однако в истории К-19 это был не последний инцидент, связанный с американкой подлодкой – 15 ноября 1969 года советская субмарина столкнулась под водой с лодкой ВМС США Gato. К счастью, в тот день все обошлось без жертв, хотя в момент столкновения командир торпедного отсека на американском судне решил, что русская лодка специально пошла на таран. Он отдал приказ о подготовке к стрельбе трех торпед и ядерной ракеты, но капитан АПЛ успел отменить его, предотвратив страшную катастрофу.

Зимой 1972 года произошел пожар в восьмом и девятом отсеках подлодки, несшей боевое дежурство в Атлантическом океане. С большими сложностями судно удалось отбуксировать на базу. В результате инцидента погибли 28 человек на самой лодке и два спасателя. Двенадцать матросов 23 дня пробыли в заточении в десятом кормовом отсеке без света и еды.

За многочисленные аварии атомная подлодка получила на флоте прозвище «Хиросима». Существует легенда о том, что К-19 была обречена на неудачи, поскольку бутылка шампанского, которую по старой морской традиции должны были разбить о борт лодки при ее спуске на воду, отскочила от обрезиненной поверхности и осталась целой. Кстати, этот инцидент отражен и в знаменитом фильме, о котором шла речь выше. В 1990 году К-19 была выведена из боевого состава ВМФ в резерв, а спустя год – списана. Рубка субмарины установлена в качестве памятника перед заводом «Нерпа» в Снежногорске Мурманской области. Подобный мемориал, представляющий собой копию рубки легендарной подлодки С-13, имеется в Нижегородском кремле.

После аварии 1961 года Николай Затеев больше никогда не командовал подлодкой. Он был назначен заместителем командира дивизии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота. В 1965 году Николай Владимирович занял должность заместителя начальника отдела одной из войсковых частей ВМФ в Ленинграде. С 1966 года являлся старшим офицером службы боевой подготовки ВМФ в Москве. С 1972 года занимал должность уполномоченного представителя Постоянной государственной комиссии приема кораблей ВМФ. В 1986 году Николай Владимирович Затеев был уволен в запас Вооруженных сил Советской Армии. С 1990 года он активно участвовал в работе по созданию Комитета ветеранов подразделения особого риска.

В 1998 году Николая Владимировича не стало. Он похоронен в Москве, на Кузьминском кладбище. Церемония прощания и погребения прошла более чем скромно, несмотря на то, что нашего земляка-капитана по праву можно назвать национальным героем России. Спустя шесть лет на здании №14 по улице Ошарская в Нижнем Новгороде была установлена мемориальная доска – здесь стоял дом, в котором жил юный Николай Затеев.

В 2006 году, спустя 45 лет после аварии на К-19, экс-президент СССР Михаил Горбачёв выдвинул оставшихся в живых членов первого экипажа субмарины на получение Нобелевской премии мира. По его мнению, моряки смогли предотвратить новую мировую войну и экологическую катастрофу. На 1 февраля 2006 года в живых оставалось 56 человек из 139 бывших на подлодке.

Сегодня о Николае Владимировиче Затееве помнят в основном лишь его сослуживцы и те, кто интересуется историей Холодной войны. О нем не рассказывают в школе и не снимают фильмов. А ведь команда моряков под его началом спасла мир от ядерной катастрофы. Остается надеяться, что имя нашего земляка – хладнокровного командира К-19 – не будет предано забвению, как это не раз случалось в нашем Отечестве с настоящими героями.

Сергей Котовский

"